Путешествие дилетанта в историю Самары. Мельница Башкировых.
Продолжая (и, наверное, заканчивая) тему Самары хлебной…
Про мельницу Башкировых я уже писал, но тогда под рукой не было фотографий самой мельницы. Сегодня исправлю этот недочёт, ну и заодно расскажу, что знаю про Башкировых. Вас ждут мельницы и пароходы, столичный Петербург и волжские Самара и Нижний, поэты Серебряного века и композитор Прокофьев. Вперёд!
Купеческая династия Башкировых вообще-то не самарская, а нижегородская. Емельян Григорьевич Башкиров, крепостной крестьянин из села Копнино, что недалеко от Нижнего Новгорода. К 1850-м он то ли выкупился, то ли был отпущен барином на оброк в Нижний, где и занялся торговлей. Сначала открыл хле**ую лавку, потом построил водяную мельницу, потом паровую… И пошло-поехало. В итоге, в 1871 появился «Нижегородский торговый дом Емельяна Башкирова с сыновьями». Сыновей было трое — Николай, Яков и Матвей. В 1877 году Емельяновы стали «миллионщиками».
Вот старые фото мельницы Башкировых в Нижнем Новгороде:
В 1889 году Башкировы строят мельницу в Самаре. Самарская мельница была больше и производительней нижегородской, дела у Башкировых шли в гору — мука продаётся и в России, и в Европе; Башкировы владеют флотилией из 34 хлебных барж, трёх буксирных пароходов, парового баркаса и имеют собственный док для ремонта судов.
А в 1891 году, после смерти Емельяна Башкирова, его сыновья делят компанию. Самарская мельница достаётся Николаю Башкирову.
Снимок.JPG
Так же Николаю досталась часть семейной флотилии, в том числе пароход «Нижегородецъ». В сети довольно много фотографий одноименного судна, но я не уверен, что это оно
Возможно, у Башкировых был всё-таки не пассажирский пароход, а буксир с таким же названием. Буксировка барж в те годы выглядела, насколько я понимаю, вот таким вот образом:
Так же обнаружилась фотография буксира «Николай Емельянович Башкиров» — возможно это и есть тот самый «Нижегородецъ» А возможно — более позднее приобретение.
Следы Николая Башкирова обнаруживаются и в Петербурге — «головной офис» компании Башкировых в доме 52 на Калашниковой (сейчас — Синопской) набережной. Сейчас тут бизнес-центр под названием «Башкировъ».
Нижегородская мельница до недавнего времени была заброшена, но недавно её вроде как начали возрождать под маркой «Нижегородский мукомольный завод». Не уверен, что производство находится в историческом здании, но компания позиционирует себя как наследников дела Башкировых.
Но вернёмся к самарской мельнице.
Сейчас здания принадлежат строительному торговому центру. Занимают они значительную часть квартала Водников — Крупской — Горького — Кутякова. На Водников и Крупской выходят хозяйственные корпуса, где располагались склдаские, конторские, торговые и, вероятно, жилые помещения.
А вот — со стороны улицы Крупской (про эту улицу напишу в ближайшее время)
Производственные корпуса находятся внутри квартала и выходят на улицу Максима Горького. Главный фасад здания машинного зала завешан рекламой (наверное, чтобы посетители торгового центра догадались, что здесь что-то продают). Поэтому посмотрим с других сторон и поразглядываем детали.
Сооружение и сейчас впечатляет размерами, а в конце XIX века, наверное, и вовсе казалось гигантским.
Ещё много незанятых рекламой стен — есть куда расти.
Непонятные штуки на торце.
А вот здесь видна тыльная часть здания по улице Водников.
А здесь — ещё и здания по улице Крупской.
Николай Емельянович Башкиров умер в 1901 году. Что известно про его наследников (а детей у него было много). Братья Николай Николаевич и Александр Николаевич жили в Петербурге. Помимо купечества, были основателями общества «Спортинг-Палас» — сейчас это назвали бы торгово-развлекательным комплексом: крупнейший в городе синематограф, ресторан, концертный зал и — самое главное — зал для катания на роликовых коньках. Вот так он выглядел (позже был пестроен и превратился в ДК им. Ленсовета):
Ещё один сын — Борис, ещё один деятель с Калашниковой набережной в Петербурге. Пытался помимо коммерции быть поэтом. Творил под псевдонимом Борис Верин.
Поэт, видимо, был так себе (чуть ниже я приведу образчик его творчества), но был, говорят, весьма эксцентричен (имел прозвище «принц сирени») и щедр, водил тесное знакомство со «звёздами» Серебряного века — в частности Гумилёвым, Бальмонтом, Северянином. Финансировал их, печатал за свой счёт. Так же был дружен с композитором Сергеем Прокофьевым. Последний посвятил ему пару эпиграмм:
Стихом и рифмами обвит, В Ессентуки приехал Верин, И вот, своим привычкам верен, С утра до ночи крепко спит.
Псевдоним Верин, кстати, Борис Башкиров взял в честь Веры Сурошниковой (знакомая фамилия?), в которую влюбился без памяти во время приезда в Самару. А вот уже ответное посвящение Прокофьеву от Верина:
Доверься мне, тебя лесной тропою Сведу я в храм волшебной красоты, Где дремлют на сте**ях, обрызганных росою, Тобой невиданные, странные цветы. Пред алтарём таинственного Бога Недвижные, как будто в забытьи, Они цветут в безмолвии чертова, На мрамор плит роняя лепестки.
Эти стихи Прокофьев положил на музыку (одна из частей его «5 стихотворений для голоса и фортепьяно», соч. 23, 1915). Башкирову-Верину посвящена и третья соната для фортепиано Прокофьева.
После революции Борис (как и его братья) эмигрировал, в итоге осел в Париже, устроился шофёром и, по всей видимости, теперь уже его бывшие подопечные — поэты и композиторы (Прокофьев, в частности) помогали ему деньгами.
Ну и закончить хочу ещё одной деталью. Нижегородская мельница после раздела компании досталась Якову Башкирову. В 1912 году за заслуги перед Отечеством ему было пожаловано потомственное дворянство. Однако передать его он никому не смог — он пережил своих сыновей. А после смерти Якова, компания перешла в руки мужа его дочери — самарского купца В. И. Ромашева. Вот так переплелись Нижний Новгород и Самара в этой истории.