Заходишь такой в Третьяковку. Сдаёшь куртку в гардероб, поднимаешься по лестнице, входишь в первый зал… Со стен смотрят портреты, портреты, портреты — Антропов, Рокотов, утро русской светской живописи. Пробегаешь первые залы быстренько, слегка задержавшись у «Лопухиной» Боровиковского, шарахнувшись от чёрного коня брюлловской «Всадницы», наконец доходишь до передвижников. Тут можно и задержаться: Перов, Саврасов, Репин… О! Куинджи. Это я люблю (ну вы уже в курсе). Наконец, спускаешься вниз, на первый этаж. Постояв в нерешительности пару секунд, решаешь, что в иконы не пойдёшь — и поворачиваешь направо. Тут тебя встречает красный сполох малявинского «Вихря», а рядом — Левитан, Грабарь. «Девочка с персиками» — за ней сразу на несколько залов Серов. Выходишь из Серова и видишь розовотелую кустодиевскую красавицу — устремляешься было к ней, но вдруг боковым зрением — откуда-то слева, из-за угла… Как будто кто-то форточку открыл и впустил в комнату морозный воздух и утренний свет. Поворачиваешься на 180 и останавливаешься как вкопанный. Так это же Зинаида наша, Евгеньевна. Причёсываться изволили.
Зинаида Серебрякова (1884 — 1967)
«За туалетом. Автопортрет» (1909, 75×65 см, Третьяковка)
Картина в модном сегодня жанре «селфи в зеркале». Из пространства предметов тут мы видим только зеркальную раму и свечку в канделябре. Всё остальное — отражение. И свет утренний, свежий, хрустящий, играет на всех этих девчоночьих штучках — пузырёчках, шпильках и бусинках. Хороша. И знает это. И любуется собой.
Автопортреты у Серебряковой — особая статья. Их немало, и они хороши. Да и то — кого рисовать, как не себя? Модель-то всегда доступна.
«Автопортрет в костюме Пьеро» (1911)
«Автопортрет с кистью» (1924)
«Автопортрет белой кофточке» (1922)
«Автопортрет в шарфе» (1911)
Обращу внимание на последний автопортрет: лицо прописано довольно тщательно, обрамление его (шарф и одежда) — только обозначены, а на фон художница и вовсе забила. Такой ход встречается во многих её работах, можно даже назвать это её своеобразной «фишкой». Похоже, будто бы художнице интересно было написать человека, а на всё остальное запала уже не хватало.
Давайте немножко о биографии расскажу. Зина Лансере (это её девическая фамилия) выросла в артистической среде: фамилии Лансере и Бенуа — архитекторы, художники, скульпторы. 18-летнюю Зину мама с дядей (а дядя был не абы кто, а Александр Бенуа) возили по европам, а там водили по музеям. Судя по всему, семья и эта поездка и стали для Серебряковой главным художественным образованием (хотя она и училась рисованию). Модный в то время авангард оставил Серебрякову равнодушным, и писала она в классической манере.
Например, была у неё крестьянская серия — на мой взгляд, просто отсылка к ренессансу.
«Беление холста» (1917)
«Жатва"(1915)
А вот другая — банная — серия. Тут уже барокко: направленный свет, коричнево-желтая цветовая гамма, рембрандтовщина-караваджинщина.
«Баня» (1912)
«Баня» (1913)
Вообще, обнаженная женская натура — одна из любимых тем Серебряковой (наряду с автопортретами).
«Лежащая обнаженная» (1930)
«Обнаженная» (1932)
«Лежащая обнаженная» (1935)
Я даже с ходу не припомню никого из художников-мужчин, кто с таким упоением рисовал бы голых женщин :) Разве что Эдгар Дега… Кстати, о Дега — балерин Серебрякова тоже рисовала.
«Балетная уборная» (1924)
«В балетной уборной» (1922)
Балерин она рисовала в Мариинском театре, куда её пристроил дядя-Бенуа. К тому времени муж уже несколько лет как умер, Зинаида жил с матерью и четырьмя детьми — едва сводя концы с концами (благосостояние, разумеется, пошатнулось после революции). Дети — две девочки и два мальчика — ещё одна излюбленная тема Серебряковой. Они у неё выходили с большущими ангельскими глазами.
«За завтраком» (1914)
«Карточный домик» (1919)
«Девочки у рояля» (1922)
«Тата с овощами» (1923)
А в 1924 году Серебрякова, оставив мать и детей в России, уезжает в Париж. Судя по всему, это была не политическая эмиграция, а экономическая — поехала на заработки. Но вернуться ей уже будет не суждено (почему-то думаю, что она заранее это понимала). Двое старших детей позже приедут к ней.
Большой славы на западе Серебрякова не снискала — в ту пору в фаворе был авангард. Энциклопедии говорят о тяготах и чуть ли не нищете, но я склонен в этом усомниться: всё-таки портретистом она была отменным и работала в те годы весьма плодотворно — стало быть заказы были. Ей даже удалось найти спонсоров на две поездки в Марокко, откуда она привезла большую (в несколько сот работ) коллекцию зарисовок.
«Отдыхающая марокканка. Маракеш» (1928)
«Две марокканки» (1932)
«Марокканка в розовом платье» (1932)
Умерла Зинаида Евгеньевна Серебрякова в 1967 году в Париже. Все четверо её детей тоже стали художниками.
А закончу вот этой трогательной картинкой.
«На террасе в харькове» (1919)
А через неделю окунёмся в суету городской (и сельской) жизни средневековой Европы.