Ещё один голландец. Я вообще люблю голландцев ренессанса и барокко — как-то они мне милее, чем итальянцы того же времени.
Ян Вермеер (1653 — 1675)
«Девушка с жемчужной серёжкой» (около 1665, 46,5×40 см, Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге)
По поводу названия, конечно, есть вопросы — серёжка-то слишком большая и блестящая, чтобы быть жемчужной. Но кому какое дело? На мой взгляд, это один из прекраснейших женских портретов за всю историю живописи.
Если желаете, можете рассмотреть её чуть ли не под микроскопом — на сайте музея она выложена в таком размере, что видно каждую кракелюрину:
https://www.mauritshuis.nl/en/discover/mauritshuis/masterpieces-from-the-mauritshuis/girl-with-a-pearl-earring-670/#Картину эту любят называть «северной Моной Лизой». Расхожий штамп, но в сравнении этих двух картин хорошо заметна разница между ренессансной и барочной живописью.
Насколько статична и неподвижна Джоконда на фоне совершенно живой времееровской девушки, написанной полтора века спустя. Вектор развития очевиден — и в конце концов он приведёт к импрессионизму.
Но как бы ни была прекрасна «Девушка с жемчужной серёжкой», для меня типичный Вермеер несколько другой. Вот такой.
«Урок музыки» (1662 — 1665, 64×73 см, Королевская коллекция Елизаветы II, Лондон)
«Бокал вина» (1658 — 1660, 66×76 см, Берлинская картинная галерея)
«Любовное письмо» (1669, 38×44 см, Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды)
Небольшие бытовые зарисовки. Характерно, что художник отодвигает героев в глубину картины, на задний план, да ещё и на переднем какой-нибудь мебели наставит. Как будто бы подглядывает в замочную скважину. Есть, кстати, мнение, что Вермеер использовал в работе камеру-обскуру. Впрочем, доказательств этому нет. Я думаю, что такую композицию он выстраивал с целью подчеркнуть глубину и своё «неприсутствие» (будь это фотография — сказал бы «непостановочность») — вполне себе в логике барокко.
Интересно и интерьеры разглядывать. Вероятно, художник писал с натуры не только людей, но и свой собственный дом — из картины в картину повторяются детали обстановки, хоть и с вариациями.
Клетчатый пол и «плинтус» из расписных плиток:
Раскладка оконных витражей:
И, конечно, же стулья — с обойными гвоздями и резными набалдашниками на спинке в виде звериных голов. Они просто кочуют из картины в картину:
Картины на стенах тоже переходят с работы в работу, изменяя расположение и иногда меняясь в размерах. Говорят, что это картины из коллекции тёщи Вермеера — Марии Тинс.
Но давайте ещё несколько работ посмотрим.
«Мастерская художника» (другое название — «Аллегория живописи», 1666 — 1668, 120×100 см, Музей истории искусств в Вене)
«Хозяйка и служанка» (1666—1667, 90×78 см, Коллекция Фрика, Нью-Йорк)
Помните, герой фильма «О чем говорят мужчины» заманивал девушек коллекцией лютневой музыки XVI века? Вполне вероятно, что в его коллекции есть и мелодия, которую исполняет героиня следующей картины.
«Женщина с лютней» (1662—1664, 51,4×45,7 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Ну и не могу не упомянуть про самого удачливого (до поры до времени) подделывателя Вермеера — Хана ван Меегерена. Почти детективную история о нём можно почитать тут:
https://shakko-kitsune.livejournal.com/1 182 338.htmlА закончим одной из самых известных работ художника.
«Молочница» (1660, 41×45,5 см, Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды)
Ну, а через неделю речь пойдёт о том, что искусство не обязано быть красивым. Да и вообще никому ничем не обязано.