Фон:
Текст:
8001
11

12 января 2018 в 10:00
8001
11

Любимые художники. Ян ван Эйк.

Начинаю новую рубрику. Поскольку основную работу за меня уже выполнили сами художники, постараюсь сделать её регулярной (скажем, раз в неделю). Это не будет какой-то топ: сколько будет художников и в каком порядке — я пока и сам не знаю.
Так же хочу обратить внимание на то, что в заголовке употреблено слово «любимые», а не «лучшие». Всё это — лишь мои субъективные впечатления (впрочем, как и всё в этом ЖЖ). А личные пристрастия, знаете ли, штука неожиданная — я иногда и сам не могу объяснить (хотя постараюсь это сделать), почему мне нравится этот художник и оставляет равнодушным другой. Например, я весьма спокойно отношусь к искусству Возрождения. Я понимаю, что Леонардо, Микеланджело и Рафаэль — величайшие художники, и осознаю их вклад в историю искусств — но вот не трогают. А вот так называемое «северное возрождение» мне почему-то симпатично. С его представителя и начнём.

Ян ван Эйк (1385-1441)

Любимые художники. Ян ван Эйк.



Наверное, самая известная его работа: «Портрет Путина и дамы в зелёном четы Арнольфини». 1434 год. Размер оригинала 81,8×59,7 см. Висит в Лондонской национальной галерее.

Художник, как и полагалось в то время, писал много на религиозную тематику. Но были у него и такие бытовые вещи.

Характерная особенность ван Эйка (признаюсь, этим он мне и нравится) — насыщенность картин деталями и всевозможными визуальными трюками. За это его ценят любители поиска символов и тайных смыслов (впрочем, символизм был весьма характерен для живописи того времени).

Давайте посмотрим повнимательней. Самое светлое пятно, причем в самом центре картины — соединённые руки. А над ними зеркало, в котором отражаются герои и комната.
Любимые художники. Ян ван Эйк.


Если предположить, что герои позировали для портрета — в зеркале мы должны были бы увидеть самого художника. Но его нет, а есть две фигуры в дверях — видимо, пришли гости. Впрочем, художник всё-таки присутствует: затейливая надпись на стене над зеркалом гласит «Здесь был ван Эйк» — говорят, это одна из первых подписей на картине в истории живописи.

Ещё одна деталь, которую любят толкователи символов — в люстре горит всего одна свеча, над мужчиной.
Любимые художники. Ян ван Эйк.


Но оставим символы — просто интересно разглядывать картину, костюмы, интерьер и детали быта.

Фрукты на столике, а один — на подоконнике.
Любимые художники. Ян ван Эйк.


Герои сняли обувь и стоят босые.
Любимые художники. Ян ван Эйк.


Любимые художники. Ян ван Эйк.


Ну и, конечно, шикарная шляпа на мужчине.
Любимые художники. Ян ван Эйк.


Ещё одна вещь, которая мне очень нравится — «Мадонна канцлера Ролена» (1435 г., 66×62 см, Лувр)
Любимые художники. Ян ван Эйк.


Заказчик картины — канцлер Бургундии Николас Ролен. Он и изображен на ней, молящийся перед Мадонной.

Здесь тоже есть, что порассматривать.
Любимые художники. Ян ван Эйк.


Сад, с гуляющими павлинами и две мужских фигуры, разглядывающие что-то вдали. Есть гипотеза, что в виде таких второстепенных и не сразу заметных персонажей, ван Эйк изображал самого себя. В частности, красный тюрбан на голове одного из этих мужчин считают отсылкой к вот этому автопортрету ван Эйка.

«Мужчина в тюрбане (предположительно автопортрет)» (1433 г., 33,3×25,8 см, Лондонская национальная галерея)

Любимые художники. Ян ван Эйк.



В похожем тюрбане ван Эйк изобразил и уже знакомого нам Джованни Арнольфини (1935 г, 29×20 см, Берлинская картинная галерея)

Любимые художники. Ян ван Эйк.



Впрочем, атрибуция картин, как выясняется, штука тонкая — где гарантия, что это именно Арнольфини, а не кто-то ещё, может быть даже сам ван Эйк?

Но давайте посмотрим ещё несколько работ (насколько это позволяют сделать картинки из сети).

Адам и Ева — фрагменты Гентского алтаря (алтарь в соборе Святого Бавона в городе Гент, Бельгия).
Любимые художники. Ян ван Эйк.


Посмотрите, какие фигуры — как будто актёры в каком-то артхаусном кино. Это вам не идеально красивые люди Высокого Возрождения.

«Мадонна у фонтана» (1439, 19×22,2 см, Королевский музей изящных искусств Бельгии).

Любимые художники. Ян ван Эйк.



«Мадонна Лукка» (1436, 65.5×49.5 см, Штеделевский художественный институт)

Любимые художники. Ян ван Эйк.



«Св. Иероним в своей келье» (1432, 12,5×19,9 см, Детройтский институт искусств)

Любимые художники. Ян ван Эйк.

Рубрика: Общество
Мишка Квакин
многие любят живопись..
14 января 2018 в 14:18

Обсуждение фотографии
Цветан Branch
да, похож.
16 января 2018 в 14:23

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!