Начинаю новую рубрику. Поскольку основную работу за меня уже выполнили сами художники, постараюсь сделать её регулярной (скажем, раз в неделю). Это не будет какой-то топ: сколько будет художников и в каком порядке — я пока и сам не знаю. Так же хочу обратить внимание на то, что в заголовке употреблено слово «любимые», а не «лучшие». Всё это — лишь мои субъективные впечатления (впрочем, как и всё в этом ЖЖ). А личные пристрастия, знаете ли, штука неожиданная — я иногда и сам не могу объяснить (хотя постараюсь это сделать), почему мне нравится этот художник и оставляет равнодушным другой. Например, я весьма спокойно отношусь к искусству Возрождения. Я понимаю, что Леонардо, Микеланджело и Рафаэль — величайшие художники, и осознаю их вклад в историю искусств — но вот не трогают. А вот так называемое «северное возрождение» мне почему-то симпатично. С его представителя и начнём.
Ян ван Эйк (1385-1441)
Наверное, самая известная его работа: «Портрет Путина и дамы в зелёном четы Арнольфини». 1434 год. Размер оригинала 81,8×59,7 см. Висит в Лондонской национальной галерее.
Художник, как и полагалось в то время, писал много на религиозную тематику. Но были у него и такие бытовые вещи.
Характерная особенность ван Эйка (признаюсь, этим он мне и нравится) — насыщенность картин деталями и всевозможными визуальными трюками. За это его ценят любители поиска символов и тайных смыслов (впрочем, символизм был весьма характерен для живописи того времени).
Давайте посмотрим повнимательней. Самое светлое пятно, причем в самом центре картины — соединённые руки. А над ними зеркало, в котором отражаются герои и комната.
Если предположить, что герои позировали для портрета — в зеркале мы должны были бы увидеть самого художника. Но его нет, а есть две фигуры в дверях — видимо, пришли гости. Впрочем, художник всё-таки присутствует: затейливая надпись на стене над зеркалом гласит «Здесь был ван Эйк» — говорят, это одна из первых подписей на картине в истории живописи.
Ещё одна деталь, которую любят толкователи символов — в люстре горит всего одна свеча, над мужчиной.
Но оставим символы — просто интересно разглядывать картину, костюмы, интерьер и детали быта.
Фрукты на столике, а один — на подоконнике.
Герои сняли обувь и стоят босые.
Ну и, конечно, шикарная шляпа на мужчине.
Ещё одна вещь, которая мне очень нравится — «Мадонна канцлера Ролена» (1435 г., 66×62 см, Лувр)
Заказчик картины — канцлер Бургундии Николас Ролен. Он и изображен на ней, молящийся перед Мадонной.
Здесь тоже есть, что порассматривать.
Сад, с гуляющими павлинами и две мужских фигуры, разглядывающие что-то вдали. Есть гипотеза, что в виде таких второстепенных и не сразу заметных персонажей, ван Эйк изображал самого себя. В частности, красный тюрбан на голове одного из этих мужчин считают отсылкой к вот этому автопортрету ван Эйка.
«Мужчина в тюрбане (предположительно автопортрет)» (1433 г., 33,3×25,8 см, Лондонская национальная галерея)
В похожем тюрбане ван Эйк изобразил и уже знакомого нам Джованни Арнольфини (1935 г, 29×20 см, Берлинская картинная галерея)
Впрочем, атрибуция картин, как выясняется, штука тонкая — где гарантия, что это именно Арнольфини, а не кто-то ещё, может быть даже сам ван Эйк?
Но давайте посмотрим ещё несколько работ (насколько это позволяют сделать картинки из сети).
Адам и Ева — фрагменты Гентского алтаря (алтарь в соборе Святого Бавона в городе Гент, Бельгия).
Посмотрите, какие фигуры — как будто актёры в каком-то артхаусном кино. Это вам не идеально красивые люди Высокого Возрождения.
«Мадонна у фонтана» (1439, 19×22,2 см, Королевский музей изящных искусств Бельгии).
«Мадонна Лукка» (1436, 65.5×49.5 см, Штеделевский художественный институт)
«Св. Иероним в своей келье» (1432, 12,5×19,9 см, Детройтский институт искусств)