Пам-пара-па-пам. Изобразительное искусство по пятницам.
Эдвард Мунк (1863 — 1944)
Норвежский художник. Хотя бы одну его картину, наверняка, знают все. Вот она:
«Крик» (1893, 91×73 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Правда, этой одной картиной, для многих знакомство с Мунком и ограничивается. И совершенно зря — я считаю Мунка одним из самых интересных художников, оказавших влияние на всё дальнейшее развите изобразительного искусства.
На мой взгляд, он был первым из больших художников, который научился рисовать не натуру, но эмоцию. На том же «Крике» Мунку удалось нарисовать не кричащего человека, а сам крик — звенящий, искривляющий пространство вокруг и наполняющий его красками отчаяния. Образ получился настолько простым и запоминающимся (я бы даже сказал «иконическим»), что был расхватан на цитаты массовой культурой.
Ну, первое, что на поверхности — маска злодея из фильма «Крик"(!).
Или вот:
Мунк нарисовал несколько «криков» — это вообще было для него характерно, ко многим совим работам он возвращался, рисавал и копии, и вариации.
Но Мунк гораздо разнообразнее и интереснее, чем «Крик». Пожалуй, моя любимая его работа — вот эта:
«Ночь в Сен-Клу» (1890, 64×54 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Энциклопедии нам расскажут, что картина написана под впечатлением от смерти отца, и что изображен на ней то ли друг Мунка, то ли сам Мунк, то ли его отец… Но мы не будем уподобляться плохой учительнице литературы и задвавться вопросом «что хотел сказать автор?» Гораздо интереснее, что мы сами тут увидим.
Тёмная комната, освещённая только лунным светом из окна. Мужчина в цилиндре сидит на диване и смотрит в окно. Почему он не снял цилиндр, не включил свет (художник услужливо пририсовал нам лампу под потолком)? Откуда-то пришёл, и не хватило душевных сил чтобы раздеться и зажечь светильник? Или наоборот — собрался уходить, но не может решиться? Черт его знает, может он просто потерян и сам в таком же замешательстве, как я, когда смотрю на эту картину?
Ещё одна.
«Больной ребёнок» (1886, 119×118 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Учительница с энциклопедией подсказывает, что она написана под впечатлением от смерти сестры Софи. Интересно, что самое светлое и даже солнечное пятно на этой мрачной картине — сама больная девочка. Картина эта, говорят, оскандалилась при первом показе: Мунка обвиняли, что он выставил неоконченную работу.
Ещё одна депрессивная вещица. Какой здесь красный! Мунк вообще умел найти болезненные цвета.
«У смертного одра» (1893, 60×80 см, Музей Мунка)
Ну, давайте что-нибудь менее трагическое. Вот эта мне нравится. Прямо сухость во рту ощущается :)
«Следующий день» (1895, 115×152 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Ещё один иконический образ от Мунка — влюблённая парочка, слившаяся в одно целое в страстном поцелуе.
«Поцелуй» (1897, 99×81 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
А давайте и пейзажиков. Их не много у Мунка, но они есть. Северные, холодные…
«Дым поезда» (1900, 85×109 см, Музей Мунка)
«Лунный свет» (1895, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Харктерная черта многих работ Мунка — волинстые, будто бы оплавленные, контуры.
«Мадонна» (1894, 90×68 см, Музей Мунка)
Вот такая простенькая.
«Девушка на берегу» (1896, 288×219 см, Музей Мунка)
Я Мунка живьём, увы, не видел, но эта ««Девушка на берегу»» мне всегда представлялась эдакой милой безделицей, миниатюркой. А потом я помотрел на размеры оригинала. Сльно удивился :)
Чтобы понять, как умеет рисовать художник-модернист — надо посмотреть на его ранние работы. Посмотрим парочку.
«Сестра Ингер» (1884, 97×67 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Ещё один портрет Ингер.
«Летняя ночь» (1889, 126×162 см, коллеция Расмуса Мейера, Берген)
Был у него и период импрессионизма. Вот эта парижская картинка — чем не Писсарро?
«Улица Лафайет» (1891, 92×74 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
А тут мне чудится что-то вангоговское. И по манере, и по настроению.
«Женщины на мосту» (1902, 184×205 см, Галерея в Бергене)
Манера Мунка менялась со временем — чем дальше, тем небрежнее. Вот, видимо, одна из последних.
«Автопортрет между часами и кроватью» (1940-1943, 149×120 см, Музей Мунка)
А закончим вот этой.
«Девушка причесывает волосы» (1892, 72×92 см, коллеция Расмуса Мейера, Берген)
А через неделю будет про другую причесывающуюся девушку — красивую и всем известную.