Путешествие дилетанта в историю Самары. Улица Красноармейская. Начало.
Продолжаю свои архитектурно-исторические прогулки по Самаре. На этот раз из самого центра дореволюционной Самары перенесемся к её тогдашним окраинам.
Улица Красноармейская. Ранее — Алексеевская. Ещё ранее — Песчаная. Улица начинается от Волги, но мы пройдём по ней с конца — от площади, которая ещё несколько лет назад носила имя Урицкого, но на волне недавних событий была переименована в Крымскую.
Эта часть улицы застроена 2-х, 3-х и 4-х этажными домами, построенными в послевоенное время (1950-е). Несмотря на то, что дома разные и строились они в разное время, вместе они смотрятся весьма цельно и органично.
Админстративное здание с колоннами.
Жилой дом. Обратите внимание на оформление подъездов.
Чуть дальше — дом попроще, но тоже не лишенный интересных деталей.
Часть домов уже подновили (надеюсь, что и остальные дождутся ремонта в ближайшее время). Вот двухэтажный дом 1953 года постройки.
Всегда считал, что эти дома так или иначе относятся к железнодорожному ведомству. Поэтому было удивительно увидеть эмблему с якорем.
Но, кажется, я нашёл разгадку. Вот эмблема железнодорожных войск СССР:
Дальнейшие изыскания показали, что перекрещенные топор и якорь ещё до революции являлись эмблемой ведомства путей сообщения. Пуговицы с их изображением носили служащие военизированного корпуса инженеров путей сообщений.
Видимо оттуда якорь и перкочевал на эмблему железнодороников-красноармейцев. А их петличный знак и вовсе повторял эмблему один в один:
Но вернёмся на Красноармейскую улицу. Вот дом 1960 года. Кажется, он встроен между двумя более ранними домами. Он уже лишён декоративных деталей.
И ещё один — оформлением он перекликается с домом, с которого мы начали прогулку. Эти два дома начинают и заканчивают четною сторону этой части улицы.
А нечетная сторона открывается вот этим домом, который давно уже как бы на реставрации — но никаких работ я там не вижу. Представление о фасаде можно получить по закрывающему дом экрану.
Дома выстроились вдоль улицы, а между ними и железной дорогой ещё недавно располагалась территория завода «Волгокабель» (до 1992 года — «Куйбышевкабель»). Завод был образован в 1941 году на базе нескольких эвакуированных в Куйбышев заводов, а в 2006 году приказал долго жить. Административное здание завода выходило на улицу Красноармейскую.
Здание и сам завод снесены, и на их месте построен торговый центр «Гудок».
А ещё раньше здесь находилось городское Всехсвятское кладбище. Возникло оно в середине XIX века и занимало обширную территорию:
Кладбище функционировало до 1926 года и разделялось на несколько — по конфессиям. Было православное, старообрядческое, «немецкое» (лютеранское и католическое), «кладбище разных сект и холерное» (так оно именуется на старых картах) и другие.
Разумеется, на кладбище были похоронены и многие известные горожане, а из людей известных за пределами города — герой гражданской войны Николай Щорс. О Щорсе и детективной истории его могилы в Самаре рекомендую отличный документальный фильм Олега Ракшина (kraevedoff63) «Человек великой смуты. Николай Щорс»: https://www.youtube.com/watch?v=wGQXw0QbArA Сейчас могила Щорса пернесена на другое гордское кладбище, а часть бывшей территории Всехсвятского кладбища занимает детский парк имени Щорса (с памятником самому Щорсу).
В сети можно найти несколько дореволюционных фотографий кладбища, в частности кладбищенской церкви:
Она давно снесена, а располагалась, судя по старым картам, примерно на месте нынешнего входа в ТЦ «Гудок». Кстати, со строительством этого ТЦ связана довольно скандальная история — при рытье котлована, строители не придумали ничего лучше, чем вывозить кости вместе с грунтом. После поднявшегося шума, провели как бы археологическую экспертизу, а останки (ну или их часть) перезахоронили. Было много сказано пафосных слов о «стройке на костях», «кощунстве» и т. д. История, конечно, некрасивая. Но справедливости ради, кладбище закрыто и застроено уже давно. И, насколько я знаю, его не просто пустили под бульдозер — о ликвидации кладбища сообщалось заранее и было предложено перенсети останки родсвенников на другие кладбища. Другой вопрос, что возможно афишировать родство со многими захороненными было в те годы небезопасно?
Ну и закрывая кладбищенскую тему… Судя по всему, сейчас от кладбища осталось только центральная часть вот этого здания:
По характерным окнам его можно опознать на переднем планен этого фото 1915 года:
Долгое время здесь находилось здание судмедэкспертизы, а сейчас тут аптека. А двухэтажное здание за массивной стеной на фото выше — Константиновская богадельня. Здание тоже сохранилось, тут располагался техникум, сейчас колледж.
Богадельня была открыта на деньги купца Ивана Константинова в 1872 году. Вот интересное фото, сделанное видимо со здания старого вокзала:
На переднем плане — привокзальный садик, на заднем видны кладбищенская церковь и здание Константиновской богадельни. Такой вид мог бы открываться с балконов одной из этих высоток, занимающих квартал на пересечении Красноармейской и Спортивной:
Тут начинается «тропа» — дорога к железнодорожному вокзалу. Весьма злачное место, надо сказать. Сейчас тут располагается довольно бестолковый торговый комплекс со странным названием «ЖуравЕль», а в советское время тут был универмаг, называемый в народе «стекляшкой», а чуть дальше — был весьма интересный магазин «Транспортная книга»
В следующем квартале пара неприметных, на первый взгляд, зданий.
Это жилые дома железнодорожников, и они образуют квартал со зданием управления Куйбышевской железной дороги, беря его в своеобразные архитекурные кавычки.
Напротив — стадион «Локомотив». Старейший стадион в нашем городе.
Стадион построен в 1925 году, и строили его всем миром. Вот он на фото 1934 года.
Какое-то время стадион был домашней ареной «Крыльев Советов» (насколько я понимаю, потом большой футбол переместился на «Динамо», а потом — на «Металлург»).
Вот несколько архивных фото игры на стадионе с сайта «Крыльев»:
В школьные годы я тут был завсегдатаем: учился плавать в бассейне «Локомотив», с одноклассниками мы гоняли после школы в футбол на локомотивовской калде, и даже школьные уроки физкультуры у нас тут проходили — так что побегать по его дорожкам пришлось немало. Выходил я и на газон «Локомотива» — какое-то время я без особого успеха занимался тут в футбольной секции под руководством известного в прошлом самарского футболиста Виктора Кирша. Даже на какие-то детские городские соревнования ездил в составе «Локомотива».
Со стороны улицы Агибалова построена новая трибуна, а со стороны Спортивной — сохранилась старая. В 1980-е именно здесь и был главный вход, с вывеской и флагштоками.
Флагштоки сохранились, а слово «Локомотив» исчезло. Зато появилась россыпь кондиционеров на стенах.
Мы подошли к улице Михаила Агибалова. Ранее она носила название Вокзальной, а ещё раньше — Полевой. То есть, по сути она была продолжением нынешней Полевой. На дореволюционных картах Самары именно здесь и проводилась городская черта.
Мы остановились в месте, обозначенном синей стрелкой на карте 1894 года.
А за городскую черту мы переступим в следующей части.